Москва, 09.10.2014  - Новости Бутово.

Южное Бутово: в уникальной школе 32 прошёл научно-практический семинар

Научно-практический семинар «Комплексная реабилитация как необходимое условие для получения качественного образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья» прошёл 24 сентября 2014г в санаторной школе-интернате № 32 Департамента социальной защиты населения города Москвы, что расположилась недалеко от метро Бунинская аллея по адресу: ул. Лазарева, д. 53.

 

Задумывались ли вы когда-нибудь, в утренней спешке торопливо пробегая мимо непривычных городскому пейзажу фасадов корпусов незнакомого здания, расположенного у метро Бунинская аллея, о том, что бесценный дар – крепкое здоровье, – данный нам от рождения, воспринимается нами как само собой разумеющееся, и только его утрата, а вместе с ней и невозможность реализовать задуманное, осуществить то, что было возможно ранее, просто жить полноценной и активной жизнью, заставляет оторваться от ежедневной суеты и по-новому посмотреть на проблему, которая стоит перед теми, кому каждый день приходится бороться не только с болезнью и ее последствиями, но и с неверием в положительный исход лечения, саму возможность излечения, неверием в свои силы, а порой и отчаянием.
Темп жизни мегаполиса не оставляет времени обратить внимание на проблемы, которые, на первый взгляд, нас как будто и не касаются.
 
Уже стали привычными призывы о помощи с экранов телевизоров и мониторов компьютеров, со страниц многочисленных изданий о чужой беде; в метро и на улицах города взгляд вскользь пробегает по рекламным баннерам и плакатам, изредка остановившись на широко открытых миру, но таких печальных глазах детей. Детей-инвалидов.
 
Мы стали привычными, казалось бы, уже ко всему, даже к проблемам самых беззащитных и так нуждающихся в нашей помощи и защите – детей с ограниченными возможностями здоровья. Детей, для которых самые простые для здорового ребенка вещи – детский сад, школа, прогулка на велосипеде, катание на лыжах или коньках, посещение музыкальной или художественной школы, занятия в спортивной секции, даже обычные детские игры и шалости – недоступны.
 
Цивилизованное общество выполняет свой долг перед стариками и детьми, инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, социально незащищенными и порой не вписывающимися со своими проблемами в это самое общество.
 
Создание оптимальных условий для успешной реабилитации, социальной адаптации и интеграции в общество таких людей относится к числу важнейших задач любого государства.
А минимальный долг любого цивилизованного человека состоит в том, чтобы по возможности оказать посильную помощь людям, нуждающимся в ней.
Но только ли нравственный долг и совесть являются ведущими мотивами в оказании помощи, заботы и поддержки другому человеку?
 
Чувство глубокой ответственности перед обществом за судьбу ребенка-инвалида, его здоровье, душевное и духовное развитие, обучение и воспитание, за судьбу его семьи и, в конечном счете, за судьбу страны в целом скрывается за неравнодушием и неустанной заботой тех, кто занимается проблемами детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (в первую очередь детей с заболеваниями крови) в санаторной школе-интернате № 32 Департамента социальной защиты населения города Москвы.
И именно такие люди, неравнодушно относящиеся к проблемам ребенка-инвалида и его семьи, собрались 24 сентября в санаторной школе, осуществляющей комплексную реабилитацию, обучение, воспитание, всестороннее развитие, социальную адаптацию и защиту детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, на научно-практический семинар «Комплексная реабилитация как необходимое условие для получения качественного образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья».
 
Инвалидность у детей – это не только медицинская, но и социальная проблема, проблема неравных возможностей, возникших в связи с ограничениями в результате травмы или заболевания. Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченном общении со сверстниками и взрослыми, с природой, в недоступности целого ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Ребенок-инвалид, как и его здоровые сверстники, имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве. Он может быть так же способен и талантлив, как и они, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.
 
Какими же должны быть условия для получения ребенком-инвалидом качественного образования, всестороннего развития и социальной адаптации, так необходимых для реализации творческого и интеллектуального потенциала, его способностей и возможностей?
Ведь прежде чем быть готовым к получению образования, прежде чем получить возможность жить активной и полноценной жизнью – посещать кружки, студии и даже спортивные секции наравне со сверстниками – ребенку-инвалиду необходимо пройти долгий путь медицинской (лечебно-оздоровительной), психолого-педагогической и социальной реабилитации.
 
Этой проблеме и был посвящен научно-практический семинар, организаторами которого являлись Департамент социальной защиты населения города Москвы и Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы санаторная школа-интернат № 32.
 
В семинаре приняли участие руководители и специалисты реабилитационно-образовательных учреждений, представители Департамента социальной защиты населения г. Москвы, Департамента здравоохранения г. Москвы, Департамента образования г. Москвы, реабилитационных центров Департамента социальной защиты населения г. Москвы, руководители и специалисты образовательных учреждений, реализующих адаптированные образовательные программы, руководители и специалисты профильных колледжей и вузов, представители Морозовской детской городской клинической больницы и Общественного международного фонда славянской письменности и культуры.
 
Особое внимание участники семинара обратили на важную роль межведомственного взаимодействия реабилитационно-образовательных учреждений с учреждениями здравоохранения, реабилитационными центрами, учреждениями системы образования (особенно специального профессионального и высшего образования), общественными организациями и органами государственной власти в создании специальных условий для получения качественного образования детьми с особыми образовательными потребностями.
 
Многолетний опыт взаимодействия санаторной школы-интерната № 32 с учреждениями здравоохранения и образования, органами государственной власти, учреждениями культуры и спорта, другими учреждениями и различными организациями и объединениями, работающими с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, – отметила в своем выступлении директор санаторной школы Татьяна Игоревна Шабанова, – показал, что необходимо разработать общую стратегию межведомственного взаимодействия с целью объединения усилий государственных органов, учреждений систем образования, здравоохранения и социальной защиты для наиболее полного удовлетворения потребностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в получении качественного образования, комплексной медицинской и психолого-педагогической реабилитации, социальной адаптации и защиты.
 
Не менее важным в обеспечении социализации и интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, – подчеркнула Татьяна Игоревна, – является и решение проблемы их профессиональной ориентации, подготовки и обучения. Осуществить их без сближения систем общего и специального образования на всех ступенях не представляется возможным.
Только тесное взаимодействие (интеграция) учреждений начального, среднего полного общего образования и учреждений среднего специального и среднего профессионального образования позволит обеспечить крайне необходимое психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучаемых с особыми образовательными потребностями.
 
С этой целью необходимо разработать единую непрерывную систему психолого-педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на всех ступенях обучения, а также систему межведомственного взаимодействия учреждений общего и специального профессионального образования.
 
Особое внимание обратила руководитель санаторной школы-интерната № 32 на то, что ребенку, имеющему ограниченные возможности здоровья, и, как следствие, высокую тревожность, конфликтность, депрессивность, трудности общения, низкую самооценку, сниженную мотивацию к обучению, важно не только получить качественное образование и всесторонне развитие, но и стать оптимистичным и верящим в себя, способным ставить перед собой большие цели и добиваться их осуществления, подняться над своей болезнью и жить активной полноценной жизнью. И здесь огромную роль играет не только образовательная среда, но и культурная. Влияние нравственности и духовности на здоровье человека неоспоримо. Духовность и нравственность являются ведущими компонентами здоровья. А высокая духовность – это в первую очередь здоровье души человека. Духовность и нравственность, – подчеркнула Татьяна Игоревна, – всегда являлись основой государства российского и, бесспорно, являются основой будущего России. Поэтому необходимо утверждать высочайшую ценность человека, приоритеты истины, добра, красоты в общественной и личной жизни каждого человека, возрождать духовность, присущую русскому народу. А возрождение духовности начинается с личности. И в первую очередь – с личности ребенка.
 
С этой целью, а также в рамках реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России во взаимодействии с Общественным международным фондом славянской письменности и культуры и Русской Православной Церковью в санаторной школе осуществляет свою работу Центр духовно-нравственного воспитания и развития детей и молодежи. Основными задачами центра, – поделилась с участниками семинара Татьяна Игоревна, – являются: создание благоприятных условий для объединения специалистов и организаций, занимающихся духовно-нравственным просвещением, культурным и патриотическим воспитанием детей и молодежи, в целях обмена опытом, обмена информацией и осуществления совместных проектов; исследовательская и методическая деятельность в области духовно-нравственного просвещения, культурного и патриотического воспитания детей и молодежи, направленная на изучение проблем детей и молодежи в современном обществе и поиск путей их решения; изучение деятельности и опыта организаций и специалистов, работающих в указанной области; работа в области духовно-нравственного просвещения, культурного и патриотического воспитания детей и молодежи; духовно-нравственное просвещение иных возрастных групп.
 
Реализация программ духовно-нравственного воспитания осуществляется посредством проведения мастер-классов, творческих мастерских, лекториев и кинолекториев, выставок, концертов, семинаров и конференций, тематических праздников, а также занятий в студиях разной направленности, спортивных секциях и мероприятий, способствующих реализации целей и задач центра.
Участники семинара смогли познакомиться с одним из направлений деятельности Центра духовно-нравственного воспитания и развития детей и молодежи: им был продемонстрирован видеофильм о возможностях песочной терапии в семейной психологической реабилитации, предоставленный Международным фондом славянской письменности и культуры. А в заключение семинара проведен мастер-класс по песочной терапии (с участием учащихся санаторной школы-интерната и гостей семинара) и показана песочная анимация в режиме реального времени художницы Елены Бегмы.
 
О необходимости создания системы комплексной многопро-фильной реабилитации и включения в процесс реабилитации и адаптации не только детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, но и их родителей (семей), а также о необходимости межведомственного взаимодействия организаций, осуществляющих медицинскую, психологическую и социальную реабилитацию, рассказала в своем выступлении представитель Департамента здравоохранения города Москвы – заведующая организационно-методическим отделом Витковская Ирина Петровна.
 
Основным звеном государственной политики в отношении инвалидов, – пояснила Ирина Петровна, – является комплексная реабилитация. Именно этот вид реабилитации дает основу для социализации ребенка-инвалида, возвращает его к полноценной и нормальной жизни, дает возможность получить качественное образование, воспитание и всестороннее развитие.
 
Проблемами комплексной реабилитации детей, страдающих заболеваниями крови, поделилась с участниками и гостями семинара окружной гематолог, к.м.н. Иванова Елена Петровна.
Рассказала Елена Петровна и об инновационных технологиях, применяемых в медицинской реабилитации детей, страдающих заболеваниями крови (в том числе онкологическими), и о межведомственном взаимодействии органов здравоохранения и реабилитационно-образовательных учреждений, подчеркнув важность и необходимость дальнейшего развития данного взаимодействия, а также более полного и широкого информирования населения (в первую очередь родителей детей, страдающих заболеваниями крови и онкологическими заболеваниями) о возможностях реабилитационно-образовательных учреждений в оказании комплексной реабилитации, социальной адаптации и качественного образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.
 
С докладом о социально-психологической реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями как важной составляющей комплексной реабилитации и о применении новых технологий в реабилитации выступил к.п.н., ведущий научный сотрудник доцент кафедры дошкольного и начального образования АКП и ППРО Института психолого-педагогических проблем детства, председатель Совета учреждения ГБОУ СШИ № 32 Егоров Батар Борисович.
 
В своем выступлении Батар Борисович познакомил участников семинара с моделью развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучаю-щихся, разработанной в рамках проекта «Распространение в субъекте Российской Федерации моделей развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся». Темой научного эксперимента являлось построение комплексной модели развития и оздоровления детей в условиях образовательных учреждений разного вида.
 
Модели, – пояснил Батар Борисович, – отрабатывались на трех уровнях: региональном, муниципальном и уровне учреждения.
Участникам семинара были предложены для использования в практической деятельности реабилитационно-образовательных учреждений определенные в ходе научного эксперимента принципы применения психогигиенических и психопрофилактических средств и методов.
 
Важными условиями для их реализации, – подчеркнул в своем выступлении докладчик, – являются: выявление факторов, способствующих возникновению и развитию дистрессовых невротических состояний у детей, создание условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке для каждого ребенка.
Институтом психолого-педагогических проблем детства на основании результатов научного исследования было рекомендовано применение в образовательных учреждениях различного типа психолого-педагогических приемов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений у детей, в виде индивидуальных бесед воспитателей и психологов с ребенком и родителями (семьей), подвижных, сюжетно-ролевых и особенно режиссерских игр, игротерапии, музыкотерапии, изотерапии, песочной терапии, а также использования и анализа продуктивных видов деятельности детей (в том числе совместной проектной деятельности детей и родителей) и отдельных приемов рациональной психотерапии.
 
Как подтверждение к рекомендациям института участникам семинара был продемонстрирован видеофильм о возможностях песочной терапии в семейной психологической реабилитации, предоставленный Международным фондом славянской письменности и культуры. В фильме был показан один из мастер-классов по песочной терапии художницы Елены Бегмы, а также авторская песочная анимация.
 
Важной проблеме внутриведомственного взаимодействия Колледжа по подготовке социальных работников № 16 и реабилитационно-образовательных учреждений Департамента социальной защиты населения города Москвы было посвящено выступление директора колледжа Логвинова Алексея Андреевича.
Межведомственное взаимодействие, – как отметил в своем докладе Алексей Андреевич, – осуществляется в рамках непрерывного профессионального образования детей-инвалидов и детей, имеющих ограничения возможностей здоровья с сохранным интеллектом.
 
В презентации к докладу Алексей Андреевич представил модель взаимодействия колледжа и реабилитационно-образовательных учреждений по непрерывному профессиональ-ному образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также систему профессиональной ориентации и привлечения студентов, имеющих инвалидность или ограниченные возможности здоровья. Рассказал руководитель колледжа и о работе по мониторингу трудоустройства и карьерного роста выпускников, имеющих инвалидность или ограничения возможностей здоровья.
 
Успешное решение проблем психолого-педагогического и социального сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях среднего специального и среднего профессионального образования, а в конечном итоге и получения ими качественного профессионального образования и дальнейшей интеграции в общество, – подчеркнул Алексей Андреевич, – невозможно без преемственности и взаимодействия, тесного сотрудничества с образовательным учреждением, в котором он получил среднее полное общее образование.
 
О проблеме социокультурной реабилитации, а также о ее роли в социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья рассказала в своем выступлении руководитель структурного подразделения по трудовому обучению и профессиональной подготовке Комплексного реабилитационно-образовательного центра Копрякова Лилия Федоровна.
 
В своем выступлении Лилия Федоровна поделилась с участ-никами семинара опытом трудовой реабилитации в условиях ре-месленных мастерских (в том числе концепцией деятельности трудового куратора), а также обратила внимание на необходимость создания образовательного маршрута ребенка с особыми образовательными потребностями и разработки и внедрения модели профессиональной подготовки и поддержки (трудоустройства) инвалидов. Важно, – подчеркнула Лилия Федоровна, – иметь единую концепцию и стратегию психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида при переходе от образовательной к трудовой деятельности.
 
Результатом научно-практического семинара стало принятие участниками семинара решения о необходимости построения новой модели реабилитационно-образовательного учреждения для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
 
Реабилитационно-образовательное учреждение для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, – как отметили организаторы и участники семинара, – должно стать комплексом, выполняющим функции лечебно-педагогического, научно-исследовательского и учебно-просветительского заведения; центром консультативной и психолого-педагогической помощи ребенку и его семье, а также оказывать методическую помощь педагогическим работникам образовательных учреждений общего типа. Осуществлять информирование населения о проблемах детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, формировать в обществе толерантное отношение к таким детям, популяризировать идею обеспечения равных прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, принимать активное участие в развитии интегрированного образования. Организовывать конструктивное сотрудничество в решении этих проблем со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
 
Для формирования новой модели реабилитационно-образовательного учреждения для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, – подчеркнула руководитель ГБОУ СШИ № 32 Татьяна Игоревна Шабанова, – необходимо:
— выявление перспективных направлений развития реабилитационно-образовательных учреждений для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
— осмысление необходимых и достаточных условий для создания новой модели реабилитационно-образовательного учреждения для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
— создание инновационной площадки (ресурсного центра) по формированию новой модели реабилитационно-образовательного учреждения для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Кроме того, участники семинара выразили общее мнение о том, что необходимо активизировать работу реабилитационно-образовательных учреждений по внедрению инновационных технологий в деятельность всех структурных подразделений учреждений, направленную на обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья необходимыми условиями для получения качественного образования, такими как комплексная медицинская и психолого-педагогическая реабилитация, социальная адаптация и защита.
 
Крайне важно, – подчеркнули организаторы семинара, – разработать общую стратегию межведомственного взаимодействия государственных органов, учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты для полного удовлетворения потребностей детей-инвалидов.
 
Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, – отметила Татьяна Игоревна Шабанова в заключение семинара, – должны быть доступны не только качественное образование и всестороннее развитие, но и сама жизнь во всех ее проявлениях, яркая, многогранная, активная и полноценная.
И помочь ему в этом должны мы – взрослые. В первую очередь – это семья, родители. И, конечно же, школа, грамотные специалисты: педагоги-психологи и социальные педагоги, а в реабилитационно-образовательном учреждении – еще и медицинские работники: врачи различных профилей, медицинские сестры, инструкторы лечебной физкультуры. Но прежде всего – не равнодушные к ребенку с ограниченными возможностями здоровья и его семье, оказавшейся в трудной ситуации и нуждающейся во всесторонней помощи и поддержке.
 
Надеемся, что наше сотрудничество, – обратилась к участникам и гостям семинара начальник отдела координации и анализа деятельности реабилитационно-образовательных учреждений Департамента социальной защиты населения города Москвы Русинова Елена Александровна, – и в дальнейшем будет плодотворным и нацеленным на развитие и укрепление взаимодействия, способствующего обеспечению комплексной реабилитации и качественного образования, социализации и интеграции в общество детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. И как результат – успешной реализации государственных программ реабилитации и социальной интеграции инвалидов, чему мы с вами и призваны служить.


Поделиться в социальных сетях