Москва, 07.08.2013  - Новости Бутово.

Как журналистка из Тюмени, работала на АЗС в Северном Бутово

Возможность поработать на московской АЗС подвернулась мне во время пресс-тура компании «Газпром нефть».

Прямо скажем, не у многих коллег эта идея вызвала интерес. В последний день рабочей поездки журналисты предпочли бы гулять по столице, а не заправлять машины. Кто-то честно признался, что боится взорваться. Я же с любопытством приняла предложение.

В 7.45 десант из 40 журналистов в синих костюмах ждал в холле отеля, чтобы отправиться на восемь московских АЗС. Моей команде выпала АЗС №101 в Бутово. Накануне прошел обучающий семинар, где нам раздали информацию об этапах взаимодействия с клиентом, алгоритм работы по стандартам, схемы отпуска товара, правила заправки автотранспорта. В пути до станции мы пытались все это выучить. Как потом оказалось, только зря силы тратили: на практике все намного понятнее, чем на картинках.

Первым делом управляющий АЗС Евгения Александрова рассказала о технике безопасности. «Это объект повышенной опасности. Не курить, мобильными телефонами не пользоваться», – дает наставления Евгения Ивановна.

101-я заправка работает с 2004 года. «На этой станции опробуют почти все пилотные проекты, которые проводятся компанией», – отметил начальник участка АЗС Михаил Кусков. В среднем за день станция отпускает около 50 тысяч литров топлива, выручка в месяц в магазине составляет около 2,5 млн рублей. Эта пока единственная заправка «Газпром нефти» в столице, на территории которой есть бесконтактная автомойка с американским оборудованием.

Приступать к работе было волнительно, но Евгения Ивановна приободрила: «Не бойтесь, почти все можно исправить. Основной наплыв идет вечером, когда люди возвращаются домой из центра».

«Вам фары, стекла протереть?»

Вот уж не думала, что у заправщика есть строгие стандарты работы. За несколько секунд общения с водителем он должен не только открыть бак и вставить топливораздаточный пистолет, но еще и рассказать о брендированном топливе G-Drive и его преимуществах, предложить клиенту бесплатный дополнительный сервис: протереть фары, стекла, номерные знаки. Есть даже стандартные фразы, которые необходимо использовать в разговоре.

101-я АЗС работает по системе постоплаты. Здесь пока еще установлены колонки старого образца, т.е. нет преднаборников. Поэтому, если клиент говорит заправить на 1000 рублей, то заправщик должен пистолетом отсечь ровно 1000 рублей. Очень важно не зазеваться и не перелить топлива больше, чем заказал клиент. Иначе, если водитель откажется доплачивать, заправщику придется внести деньги из своего кармана.

«Колонки у нас напорные. Пистолет сняли, насос заработал – топливо пошло», – дает краткую инструкцию заправщик Алексей Милентенков. Он и его коллега Александр Кунин были моими наставниками у ТРК. Так как я сама вожу машину, то сильного страха не было, однако все равно волновалась: вдруг перелью лишнего и тем самым подведу ребят.

-Попробуй «поймать» 500 рублей, – говорит мне Алексей, заправляя машину. Деваться некуда, за пистолет берусь я. Привычно нажимаю на рычаг — на табло быстро бегут цифры. Вот уже и 450 рублей.

-А теперь ослабь немного. И по чуть-чуть доливай, – советует мне Леша. Когда на табло показалось 499.80, я остановилась.

-Для первого раза отлично, – похвалил меня наставник. – А теперь все делай сама.

Обслуживая первого клиента, я успела лишь поздороваться и переспросить, сколько и какого бензина ему точно надо. Вернувшись из кассы, водитель дал мне 8 рублей чаевых. Что ж, дело пошло, подумала я. Потом была еще машина и еще. Заправляла бензином, дизельным топливом. Предлагала топливо G-Drive, протирала фары и стекла. В итоге за полчаса работы — 80 рублей чаевых. Но это на столичной АЗС. В Тюмени же давать на чай заправщику почему-тоне принято.

На первый взгляд может показаться, что эта работа непыльная, да еще помимо зарплаты есть чаевые. Однако теперь, попробовав себя в этом качестве, я бы так не сказала. Заправщик – первый, кого встречает клиент. Поэтому важно не только качественно выполнять свою работу, но и не забывать улыбаться и быть приветливым. В числе обязанностей, помимо заправки авто, еще и уборка территории (когда ребята успевают делать это, сложно представить — поток клиентов не прерывается). Поскольку АЗС — объект опасный, спецодежда заправщиков сшита из прочной плотной ткани, а в ботинках есть металлические вставки. Работать целый день на жаре в такой форме безопасно, но не очень комфортно. К тому же люди попадаются разные: кто-то улыбнется в ответ, а кто-то и с презрением посмотрит.

«Не паниковать за кассой!»

Касса. Этого я боялась больше всего. Здесь важно не только не обсчитать (а для филолога сделать это ничего не стоит, т.к. с цифрами редко кто из гуманитариев дружит), но и быстро отпустить клиента. У оператора Оксаны Павлюткиной это получается легко. Пока проходит оплата, она успевает предложить клиенту действующие акции, продать кофе и даже поговорить о погоде. У меня же, когда смотрела на многочисленные кнопки кассового аппарата, глаза разбегались, и я не понимала, на какую из кнопок нужно нажимать сейчас. На АЗС заправляют не только за наличные, но и по банковским, топливным картам, а также картам лояльности «Нам по пути». У каждого способа оплаты своя комбинация кнопок.

Все время, пока я была на кассе, Оксана стояла рядом со мной. И всякий раз, когда я ждала от нее подсказки, она говорила: «Не паниковать за кассой! Ты же только что мне рассказывала, как это нужно делать. Вспоминай». И я вспоминала.

Со временем у меня стало получаться. Пару раз даже приготовила кофе и хот-доги для водителей. Потом взялась за украшение булочек. Причем операторы, стоящие за кассой, не только украшают привезенную замороженную выпечку, но и пекут разные вкусности сами.

Они же выкладывают товар в магазине. Делать это нужно согласно разработанному в компании мерчендайзинг-альбому. Например, одно из правил – на полке должно стоять по две упаковки товара каждого наименования. Я, кстати, тоже раскладывала товар на полки и даже приняла участие в его приемке. Это я делала уже под руководством заместителя управляющего Оксаны Слышкиной. «Приемка, оприходование, возврат. Все, что касается товара, – мое», – рассказывает она.

К сожалению, в мой рабочий день не приезжала автоцистерна с топливом. Принять бензовоз — тоже одна из обязанностей операторов. Как это делается, мне рассказала управляющий Евгения Ивановна: «Приезжает бензовоз, водитель приносит накладные. Оператор проверяет, полный ли пакет документов, войдет ли топливо в резервуар. Затем оператор надевает костюм и идет к бензовозу. Необходимо заземлить бензовоз, отобрать пробы».

Главный человек на АЗС

Работа управляющего — то, что клиенты АЗС не видят. А дел, оказывается, у Евгении Александровой невпроворот. «Утром я обхожу всю станцию. Проверяю, все ли работает, чисто ли, если ли ценники на полках, делаю замечания сотрудникам. Обязательно смотрю книгу отзывов и предложений. Заглядываю на склад. Там не должно быть коробок», – рассказывает управляющий.

В компании «Газпром нефть» большое внимание уделяют внешнему виду АЗС – клиенту должно быть комфортно на станции. Поэтому каждое утро делается фотоотчет шести точек: стела, въезд на АЗС, общий вид заправки, вход в магазин, туалет и кафе. Он и отчет по реализации топлива и товара отправляется начальнику участка АЗС.

Работники Евгению Александрову называют главным человеком на АЗС. Она контролирует работу станции, делает все, чтобы сотрудникам было комфортно работать. Кстати, коллектив на 101-й АЗС проверен годами, поэтому конфликтов нет. Помимо оклада у работников станции есть премиальная часть. Размер премии рассчитывается в зависимости от занимаемой должности, отработанных часов и качественного выполнения своих обязанностей. А система контроля качества тут серьезная: начальник участка АЗС, управляющий, а также есть тайные покупатели. Если сотрудник одет по форме, соблюдает технику безопасности, обслуживает клиента на 100% и предлагает акции, то премия у него будет хорошая. Как говорит заправщик Алексей Милентенков, на жизнь хватает.

Если планируете идти работать на АЗС, надо понимать, что неважно, какую должность вы будете занимать, придется весь день проводить на ногах. Здесь даже начальник не сидит в кресле. «Выбежала, вижу на кассе тьма народа – одна принимает бензовоз, другая – товар, и один оператор мечется. Ничего, сама встаю на кассу», – говорит управляющий. Несмотря на все сложности работы, на АЗС нет текучки кадров. Евгения Ивановна знает, почему: «Это привычка, это надо любить. Людей, адреналин, ажиотаж работы, запах бензина».

Татьяна Криницкая, «Вслух.ру»: www.vsluh.ru


Поделиться в социальных сетях