Борьба с курительными смесями тормозится по непонятным причинам
Обращаюсь к Вам за помощью в связи с крайне острой ситуацией с распространением одурманивающих средств в виде курительных смесей в г.Москве (т.н. «спайсов», «солей», «миксов», как называют их сами распространители зелья) и непростым состоянием борьбы с этим. Сведения об этом мною получены в ходе общения с жителями района, где я являюсь муниципальным депутатом, проверкой их заявлений, общением с правоохранительными органами разного уровня (органы внутренних дел: все уровни от районного до министерства, прокуратуры: от межрайонного до прокуратуры г.Москвы), а также – в органы исполнительной власти г.Москвы до уровня префектуры административного округа. Убедительнейшая просьба выслушать и принять меры. Понимая Вашу загруженность, я очень сожалею, что не могу написать кратко.
2. Суть проблемы в следующем. В марте-апреле 2012 г. я от жителей района Южное Бутово получил ряд сообщений, что в торговом павильоне на одной из улиц района ведётся открытая торговля какими-то одурманивающими веществами, возможно наркотиками, а правоохранительные органы длительное время не пресекают эту деятельность. С мая 2012 г. по настоящее время (июнь 2013 г.) мне были даны различные ответы, суть которых можно представить в виде таблицы.
№ | Адресат обращения | Суть обращения | Суть ответа на обращение |
1. | ОВД района Южное
Бутово г.Москвы |
Заявление с просьбой возбудить уголовное дело по ст.238 УК РФ в связи с торговлей товарами, опасными для потребителей. | В реализуемом веществе наркотические вещества и психотропные средства не обнаружены. В возбуждении уголовного дела отказано. |
2. | Зюзинская межрайонная прокуратура г.Москвы | Жалоба на нарушение процессуальных сроков принятия решения по заявлению. | Постановление об отказе в возбуждении дела отменено, органу дознания указано провести дополнительную проверку. |
3. | Прокуратура ЮЗАО г.Москвы | Жалоба на то, что ОВД района Южное Бутово не представило мне копию решения по дополнительно проведенной проверке. | Органы дознания были обязаны выдать мне ответ, в котором содержалось подтверждение об отказе в возбуждении уголовного дела. Копия постановления отсутствовала. |
4. | Начальник УВД ЮЗАО г.Москвы | На встрече с общественностью мною был устно задан вопрос о состоянии борьбы с распространением «спайсов», «миксов», «солей». | Начальник УВД ЮЗАО г.Москвы ответил, что эти вещества не являются наркотиками, т.к не включены в соответствующий список, поэтому бороться с их распространением не возможно. |
5. | УВД ЮЗАО г.Москвы | Жалоба на формальность проверки по моему заявлению, проведенной ОМВД района. Просьба изменить методику рассмотрения заявлений, подобных моему. | Ответ исключительно дублировал выводы постановления ОМВД района. |
6. | ГУ МВД по г.Москве | Жалоба на формальность проверки по моему заявлению, проведенной ОМВД района. Просьба изменить методику рассмотрения заявлений, подобных моему. | Сообщили, что мною сведения подтвердились, ФСКН возбуждено уголовное дело по факту сбыта наркотиков, двое лиц взяты под стражу. |
7. | МВД России | Жалоба на формальность проверки по моему заявлению, проведенной ОМВД района. Просьба изменить методику рассмотрения заявлений, подобных моему. | Меня поблагодарили за мою активную позицию, повторили сведения ГУ МВД по г.Москве о возбужденном уголовном деле и разъяснили, что: курительные смеси не включены в список наркотиков; борьбой с распространением наркотиков осуществляет ФСКН куда и надо обращаться по вопросам оборота курительных смесей; надзор за ОВД осуществляет прокуратура; ведомственные проверки территориальных ОВД осуществляются не реже 1 раза в 2 года, внеплановые проверки возможны лишь в исключительных случаях. |
8. | Прокуратура г.Москвы | Жалоба на формальность проверки по моему заявлению, проведенной ОМВД района. Просьба изменить методику рассмотрения заявлений подобных моему. | Жалоба переправлена в прокуратуру ЮЗАО, оттуда в Зюзинскую межрайонную прокуратуру г.Москвы, оттуда в ОМВД района, откуда уже ответа мною не получено. |
9. | Префектура ЮЗАО г.Москвы | В связи с длительностью рассмотрения заявлений в правоохранительных органах я предлагал административно воздействовать на владельца данной торговой точки. | Данная торговая точка неоднократно закрывалась по различным основаниям, в частности, по основанию нарушения установленного профиля торговли. |
Таким образом, получается, что сведения, сообщаемые мною, нисколько не преувеличивали проблемы. Я был прав, что по данному адресу ведется преступная деятельность, которая или не была правильно диагностирована правоохранительными органами сразу, или переросла в более общественно-опасную (с торговли товарами опасными для потребителя до незаконного сбыта наркотиков). Между тем, мои доводы игнорировались всеми уровнями в системе МВД и прокуратуре до уровня Прокуратуры г.Москвы. А мои доводы касались практикующейся в г.Москве заведомо неправильной методики проверки о наличии в деянии состава преступления, предусмотренного ст.238 УК РФ.
3. Итак, по структуре органов внутренних дел я обращался в: районное ОМВД по Южному Бутово, УВД ЮЗАО г.Москвы, ГУ МВД по г.Москве, МВД России; по структуре органов прокуратуры я обращался в: Зюзинскую межрайонную прокуратуру и прокуратуру Юго-западного административного округа Москвы. Ниже я подробно приведу свой анализ методики работы правоохранительных органов по борьбе с незаконным распространением одурманивающих курительных смесей.
ОМВД по Южному Бутово приняло незаконное и необоснованное решение об отказе в возбуждении уголовного дела, а вышестоящие структуры МВД (УВД ЮЗАО и ГУ МВД по Москве) дублировали в сокращённом виде ответы ОМВД района. Обращения в прокуратуру, также, к сожалению, оказались лишь паллиативом: решение об отказе в возбуждении уголовного дела по моему заявлению было единожды отменено, законность повторного решения ОМВД по Южному Бутово не проверялась, не смотря на мои просьбы. А ведь повторная проверка в ОМВД района фактически и не проводилась, мне не была направлена ими даже копия повторного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
Скорее всего я бы смирился с таким положением, т.к. решением префектуры ЮЗАО по моему обращению данная торговая точка была закрыта. Казалось бы, правопорядок восстановлен. Не тут-то было! Киоск вскоре снова был открыт и торговцы стали реализовывать зелье более скрытно, так в конце 2012 г. под прикрытием торговли сигаретами, потом в 2013 г. товарами бытовой химии. Эти данные мною получены из сообщений активных жителей района. А 17.02.2013 г. торговцы организовали раздачу листовок в Торговом Центре «Виктория» в Южном Бутово с призывами приобретать спайс «100 % легально в вашем районе»1 по указанному телефону (эта деятельность была пресечена частной охраной Торгового Центра после моего обращения). В дальнейшем и по сию пору они раздавали листовки с призывом покупать «спайсы» и номерами мобильных телефонов торговцев около станций метро «Улица Горчакова», «Бульвар адмирала Ушакова», на железнодорожной станции «Бутово» (разбросанные листовки я там обнаруживал лично и сохранил их экземпляры), клеили стикеры с аналогичным содержанием около подъездов. Именно это обстоятельство, что преступная деятельность не прекращается, не пресекается, не даёт мне покоя.
Итак, фабула дела такова: на ул. Горчакова, стр.4 (напротив д.30 по Чечёрскому проезду) расположена торговая точка, где не обозначены данные продавца (правовая форма, название, ИНН и пр., только много позже, из ответа управы района на Интернет-обращение гражданина, стало известно, что там работает некое ООО «Мега-Групп»), нет указания на режим работы. Там, через торговый автомат с надписью «Бахилы», в 2012 г. и ранее происходила реализация вещества растительного происхождения в самодельной упаковке без указания состава содержимого по цене 500 и 1000 рублей. По внешнему виду товар похож на запрещенные Роспотребнадзором курительные смеси Spice (диагностировано лично через сравнение с изображениями в сети Интернет, данную закупку проводил лично в рамках оперативно-розыскных действий, осуществлявшихся уголовным розыском ОМВД по району по моему заявлению). Этот продукт реализовался без ограничения по времени суток и по возрасту покупателей. Между тем, вблизи – остановка общественного транспорта, две школы, три детских сада, зимой действует открытый каток.
В связи с этим я с мая 2012 года устно обращался в главе управы района Южное Бутово (прежнему – Набокину Д.В., потом, к тоже уже бывшему, – Аленину Н.С.), письменно в ОМВД России по району Южное Бутово города Москвы (материал об отказе в возбуждении уголовного дела №2330/12431), в Зюзинскую межрайонную прокуратуру, прокуратуру ЮЗАО, УВД ЮЗАО г.Москвы, префектуру ЮЗАО г.Москвы, ГУ МВД по г.Москве. Также в июне 2013 г. я обращался в Комитет по безопасности ГосДумы, но ответа пока не получил.
К сожалению, мои обращения в правоохранительные органы действия не возымели: 1) со стороны управы Южное Бутово никакой реакции длительное время (с мая по декабрь 2012 г.) не следовало; только после размещения некоей гражданкой Федоровой Е.В следующего обращения: «Устраните проблему. В палатке с выставленной на витрине бытовой химией, продают наркотики «спайс». Просим принять меры! Рядом детские сады и школа!!! 14:34, 04 января, 2013 Несоответствие указанной специализации» Управа по тому же адресу разместила ответ: «Проблему устраним до 25.01.2013. Официальный ответ, дан в установленный срок Сотрудниками управы района проведен мониторинг нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: ул. Горчакова, стр.4 (напротив д.30 по Чечерскому проезду). По данному адресу в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории района, расположен павильон ООО «Мега групп» со специализацией «продовольственные товары». В ходе мониторинга, факты в части несоблюдения установленной специализации, подтвердились. Руководителю ул. Горчакова, стр.4 (напротив д.30 по Чечерскому проезду) вручена претензия о необходимости устранения допущенных нарушений в срок до 25.01.13г.
11:46, 18 января, 2013
Кормилицина Л.А., Глава управы Управа Южное Бутово
: Проблему устраним до 28.02.2013
Официальный ответ, дан с опозданием на 4 дня
Управа района Южное Бутово рассмотрела Ваше обращение по вопросу продажи курительных смесей в павильоне по адресу: ул. Горчакова, стр. 4 (напротив дома 30 по Чечерскому проезду) и сообщает, что по данному адресу на основании договора на размещение установлен павильон ООО «Мега Групп» со специализацией «продукты». Сотрудниками управы района проведен мониторинг павильона по указанному адресу, в ходе которого выявлено несоблюдение специализации (реализация промышленных товаров), что является существенным нарушением договора на размещение НТО. К ООО «Мега Групп» применены штрафные санкции, штраф оплачен. По состоянию на 24.01.2013 павильон не функционирует. Дата открытия — 28.02.2013 г.».
Примечательно то, что 14.02.2013 г. на внеочередном заседании депутатов Муниципального собрания ВМО Южное Бутово управа района обратилась с просьбой рассмотреть вопросы, связанные с внесением изменений в схему размещения нестационарных объектов, в том числе просила утвердить изменение специализации павильонов ООО «Мега Групп» (там между павильонами предполагалось произвести своеобразный обмен специализациями, что можно оценить только как некий формальный шаг коммерсантов по исправлению), в чем управе депутаты отказали, чтобы не придавать от себя ни какой легитимности этому недобросовестному субъекту хозяйственной деятельности. В ходе обсуждения этого вопроса со стороны управы было заявлено, что ООО «Мега Групп» законно занимает эти павильоны, т.к. выиграло конкурс, а присутствовавший представитель префектуры ЮЗАО предложил утвердить такую специализацию этих павильонов, которая исключала бы торговлю спайсами, что нельзя считать адекватным сложившейся ситуации;
2) ОМВД России по району Южное Бутово города Москвы вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с тем, что в закупленном веществе по указанному мною адресу не обнаружено наркотических и психотропных веществ (с нарушением требований УПК РФ по сроку принятия решения: заявление я подал 22 мая, за ответом пришёл в июле, в канцелярии ОМВД сказали, что решение по материалу не принято, задним числом ответили только 06 августа (эта дата на конверте, а в письме дата 28 мая!), после обращения в межрайонную прокуратуру);
3) Зюзинской межрайонной прокуратурой постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по материалу №2330/12431 26.07.2012 г. было отменено и направлено для проведения дополнительной проверки, при этом было указано, что ОМВД по району меня уведомит о её результатах, между тем длительное временя никаких сообщений оттуда мною не было получено, потом после обращения в прокуратуру ЮЗАО, 28.12.2012 г., т.е. через 5 месяцев после отмены первого постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (какова оперативность сотрудников ОМВД Южное Бутово и соответствие их действий УПК РФ!) был написан мне ответ, а поступил он ещё позже, что «в возбуждении уголовного дела отказано» и всё, т.е. дана отписка, копию постановления о повторном отказе в возбуждении уголовного дела не прислали);
4) на встрече с общественностью 2 ноября 2012 г. начальник УВД ЮЗАО генерал-майор полиции А.П.Пучков на мой вопрос о состоянии борьбы в округе с незаконным оборотом одурманивающих веществ «спайс и соли» ответил, что он знает о их распространении, но бороться с этим считает не возможным, т.к. «спайсы и соли» не включены в список запрещенных веществ;
5) также я письменно, через электронную приёмную ГУВД г.Москвы, обращался в УВД ЮЗАО, где указал, что ОМВД района выполнило чисто формальную проверку по моему заявлению и, исходя из того, что являюсь специалистом в области уголовного права и криминалистики отметил, что сама методика проверки, применяемая ОМВД района никогда не может дать полезный результат (в чём, собственно, совершенно не сложно убедиться), в связи с чем просил руководство УВД округа изменить эту методику, учитывая мои предложения; на это от зам.начальника УВД округа И.Ю.Пастухова я получил ответ, что моё заявление рассмотрено и повторён вывод, сделанный ОМВД района по моему заявлению (!), т.е. это очередная отписка; с моим обращением с жалобой на УВД ЮЗАО с просьбой провести проверку их деятельности ГУ МВД не стало разбираться, 20.11.2012 отослало жалобу тем, на кого я жаловался, т.е. в УВД ЮЗАО, откуда ответа до сих пор я не получил;
6) по обращению в префектуру ЮЗАО я получил ответ от зам.префекта А.Г.Коцоева, что данный торговый киоск прекратил свою деятельность, между тем от жителей района я продолжаю получать сведения, что торговля спайсами не прекратилась, хотя надо отдать должное, автомат, через который шла ранее реализация, демонтирован, и визуально в киоске изменена деятельность на торговлю другими товарами. Что в настоящее время с этим киоском творится я писал выше, т.е. внешне торговля зельем стала более замаскированной, а с правовой точки зрения – стала более наглой, поскольку торговля пошла непосредственно с рук.
7) по обращению в прокуратуру г.Москвы, итогового ответа не последовало, т.к., как я выше указал, оно было спущено в прокуратуру ЮЗАО, оттуда – в межрайонную, а оттуда – в ОМВД района, откуда ответа так и не последовало. Такой же результат по обращению в прокуратуру ЮЗАО.
Незаконность позиции УВД ЮЗАО г.Москвы, ГУ МВД по г.Москве и МВД России по данному вопросу становится очевидной как при рассмотрении материалов проверки ОМВД района по моему первоначальному заявлению, так и при рассмотрение ответов УВД ЮЗАО, ГУ МВД по г.Москве, МВД России на мои обращения.
1) Анализ проверки ОМВД района моего заявления (все эти соображения передавались и в УВД и в ГУ МВД).
При проведении проверки по моему обращении в ОМВД по району Южное Бутово г.Москвы (КУСП 13244) с просьбой возбудить уголовное дело по признакам ст.238 УК РФ в ЭКЦ УВД ЮЗАО ГУ МВД России по г.Москве было произведено исследование вещества, которым, по моему мнению незаконно, торгуют в одной из торговых точек в Южном Бутово. Как было выяснено в результате исследования, в данном образце не содержалось (цитируется по тексту постановления об отказе в возбуждении уголовного дела) «следующих наркотических и психотропных веществ: героин, амфетамин, метадон, кокаин, метамфетамин, хлорфенилпиперразин, МДМА, ДОБ, морфин, ацелкодеин, моноацетилморфин».
Как видно, во-первых, в ходе проверки был произведен поиск только признаков преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ, между тем в моём заявлении речь шла о незаконной торговле небезопасными для потребителя товарами (ст.238 УК РФ). Во-вторых, при проведении исследования в ЭКЦ УВД ЮЗАО ГУ МВД России по г.Москве не было установлено какое же именно вещество или вещества реализуется в данной торговой точке, а без этого невозможно сделать вывод о наличии либо отсутствии признаков преступления. В-третьих, даже с позиции поиска в представленном на исследование веществе только наркотических и психотропных веществ было проведено обнаружение явно не всех таких веществ, которые перечислены в соответствующих перечнях, а ведь подобные преступления могут, кроме того, иметь своим предметом и аналоги наркотических и психотропных веществ, и их прекурсоры.
Все перечисленные недостатки работы входят в противоречие с положениями УК РФ и Законом РФ «О полиции», а именно:
1) Согласно ст.6 Закона «О полиции» полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом, а ч.1 ст. 11 указывает, что полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники (В ЭКЦ УВД ЮЗАО ГУ МВД России по г.Москве эти достижения используются не в полной мере – не установлена даже групповая принадлежность исследуемого вещества, не исключено, что оно может принадлежать к неуказанным в исследовании видам наркотиков и психотропных веществ либо их аналогам, прекурсорам, одурманивающим веществам, запрещённым Роспотребнадзором к продаже).
2) Согласно ч.2 ст.2 УК РФ, где сказано, что УК РФ устанавливает основание уголовной ответственности, т.е определяет признаки преступного деяния, которые при нынешнем состоянии организации работы ОМВД района и ЭКЦ УВД ЮЗАО ГУ МВД России по г.Москве в ходе доследственной проверки установить заведомо невозможно.
2) Анализ вопроса о составе преступления в действиях по торговле одурманивающими веществами «спайс и соли», не содержащих примеси наркотиков и психотропных веществ.
Необоснованным является мнение УВД ЮЗАО, что продаваемые курительные смеси (спайсы) не включены в списки запрещенных веществ (имеются в виду списки наркотиков, психотропных веществ, сильнодействующих веществ, утвержденных Правительством РФ). Не премину тут подчеркнуть, что аналоги наркотических и психотропных веществ также не внесены в эти списки, однако незаконный оборот их образует состав преступления и вопрос об отнесении спайсов к таким аналогам не проверяется сотрудниками полиции. Но, даже допустив, что они и не аналоги – упорно рассматривая незаконную торговлю одурманивающими, небезопасными для потребителя товарами исключительно через призму составов о незаконном обороте психотропных и наркотических веществ, сотрудники УВД ЮЗАО почему-то игнорируют состав преступления, предусмотренный ст.238 УК РФ, предметом преступления в котором являются товары небезопасные для здоровья потребителя. А что эти товары (в данном случае спайсы) небезопасны следует из:
Уместно напомнить и о положениях совместного Указания Генпрокуратуры РФ № 14-7, МВД РФ № 1, ФСКН РФ № 415, ФТС РФ № ВИ-136/13 от 20.01.2010 «О мерах по пресечению оборота на территории Российской Федерации запрещенных курительных смесей и смесей, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья граждан», где сказано, что:
«Начальникам территориальных органов ФСКН России, министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, начальникам региональных таможенных управлений и таможен принять меры к раскрытию и расследованию преступлений, связанных с незаконным оборотом запрещенных курительных смесей и смесей, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья граждан.
В целях сбора сведений, необходимых для возбуждения уголовных дел, и получения иной оперативно значимой информации активно использовать ресурсы сети Интернет и сообщения средств массовой информации.
В каждом случае обнаружения курительных и иных смесей направлять их на экспертное исследование.
При получении соответствующего заключения экспертизы решать вопрос о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
При обнаружении курительных и иных смесей, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья граждан, направлять материалы в следственные подразделения Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации для решения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности по ст. 238 УК РФ, предусматривающей ответственность за производство, хранение, перевозку либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
Принять меры к пресечению деятельности организованных преступных групп, специализирующихся на распространении курительных смесей, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, и привлечению организаторов, исполнителей и иных соучастников к уголовной и административной ответственности.
Принимать меры по выяснению и устранению причин, условий и иных обстоятельств, способствовавших совершению преступлений.
3. Органам внутренних дел Российской Федерации совместно с органами Роспотребнадзора принять меры по выявлению и изъятию из оборота запрещенных курительных смесей».
Таким образом, в профильных подразделениях УВД ЮЗАО действует порочная практика рассматривать заявления о совершении преступлений, предусмотренных ст.238 УК РФ, как заявления о незаконном обороте наркотиков и психотропных веществ, при этом не проверять изъятые вещества по всему перечню списка наркотиков, психотропных веществ, не проверяется принадлежность их к аналогам. Эти серьезные недостатки в деятельности органов внутренних дел ЮЗАО г.Москвы, препятствуют борьбе с этими преступными посягательствами на здоровье населения, обуславливают её полную неэффективность. А жителям района нужна безопасность, в том числе безопасность здоровья их детей. Эта безопасность, к сожалению, не обеспечивается.
В связи с изложенным я просил руководство УВД ЮЗАО изменить порядок работы ЭКЦ УВД ЮЗАО ГУ МВД России по г.Москве, а именно:
обязать специалистов данного подразделения проводить по запросам ОМВД проверки исследуемых веществ на принадлежность к запрещённым курительным смесям (возможно, не в рамках химического, а ботанического или другого исследования), а также, по возможности, диагностику по установлению группы и вида исследуемого вещества, а не только определение его принадлежности к некоторым группам наркотических и психотропных веществ.
Я предлагаю эффективный алгоритм проведения проверок по заявлениям о совершении преступлений, предусмотренных ст.238 УК РФ, в частности:
— ориентировать сотрудников ОМВД, производящим доследственную проверку по заявлениям о совершении преступлений, предусмотренных ст.238 УК РФ, по признакам состава этого преступления, разъяснить им признаки это состава преступления (прежде всего объект и предмет преступления), рекомендовать им адекватную криминалистическую методику проведения проверки (прежде всего правильную постановку вопросов перед специалистами ЭКЦ: не только поиск наркотиков и психотропных веществ, но и выявление запрещенных к обороту Роспотребнадзором составляющих курительных смесей (спайсов));
— при вынесении постановления о проведении химического исследования вещества ставить перед сотрудниками ЭКЦ УВД ЮЗАО ГУ МВД России по г.Москве вопросы о принадлежности изъятого вещества к запрещенным курительным смесям и о воздействии этого вещества на организм человека (если инструментарий этого исследования не позволяет это выяснить, то проводить иное (ботаническое, фармакологическое или др.) исследование по материалам данной категории) или обращаться в другие экспертные организации, которые в силах провести необходимое исследование.
4. Как видно проблемы, непосредственно касающиеся Южного Бутово, коренятся в неправильной организации деятельности УВД ЮЗАО, ГУ МВД по г.Москве, МВД России и не могут быть решены без воздействия на эти структуры. Позиция прокуратуры при этом отличалась удивительным безразличием. Даже считая позицию ГУ МВД по г.Москве и МВД России противоречащей законодательству, не могу не отдать их руководству дань уважения, за то, что они нашли время, уделили внимание проблеме, ответили мне лично, с приведением аргументов. А прокуратура ЮЗАО и прокуратура г.Москвы, которые занимают основное место в координации правоохранительных органов по борьбе с преступностью таких возможностей не изыскали, не вникая, занимаются только пересылкой обращений в низовые структуры. При этом прокуратура не контролирует выполнения своих указаний органу дознания.
А как важна по данной проблеме эта координирующая роль прокуратуры! Например, МВД России (как сказано в ответе на моё обращение) считает, что борьбой с незаконным распространением запрещенных одурманивающих курительных смесей должно заниматься ФСКН России. Но это противоречит УПК РФ, где в ст.151 указано, что дела о преступлениях, предусмотренных ст.238 УК РФ, подследственны следователям Следственного комитета РФ, а не ФСКН РФ. А неотложные следственные действия по этим делам осуществляет дознание ОВД. Соответственно и оперативно-розыскные мероприятия осуществляются по заявлениям о таких преступлениях также ОВД, а не ФСКН. То, что по указанному мною адресу именно ФСКН обнаружены наркотики, свидетельствует не о том, что мне туда надо было обращаться, а о том, что ст.238 УК РФ, является статьёй с двойной превенцией и борьба с незаконным распространением одурманивающих курительных смесей предотвращает незаконный оборот наркотиков. Если бы я обратился в ФСКН РФ, то получил бы ответ, что данные дела им не подследственны. Об этом свидетельствует и тот факт, что, выявив реализацию наркотиков, ФСКН не стал заниматься расследованием незаконной торговли одурманивающими курительными смесями теми же людьми и по тому же адресу.
В тоже время, согласно п.12 ч.2 ст.37 УПК РФ только прокурор вправе передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (т.е. из ОМВД района в межрайонное подразделение СК РФ). Поэтому только прокурор мог материалы об отказе в возбуждении уголовного дела по моему заявлению передать в Следственный комитет РФ, чего, однако, сделано не было. Из-за чего мне было совершенно бессмысленно обращаться и в органы СК РФ.
Как видно, позиция прокуратуры не позволила привлечь к доследственной проверке более квалифицированных в правовом отношении сотрудников СК РФ.
Каковы же последствия бездеятельности органов прокуратуры и МВД в борьбе с распространением одурманивающих курительных смесей? Последствия заключаются не только в том, что преступники продолжают безнаказанно подрывать здоровье населения, но и в том, что москвичи стали стихийно объединяться для насильственного пресечения деятельности преступников. В дальнейшем недовольство людей преступными деяниями может принять иные формы: самосудов над торговцами зельем (а известно, что торговля «спайсами и солями» широко распространена не только в Москве (около каждой станции метро указаны номера телефонов сбытчиков в самовольной и самопальной рекламе на дорожном покрытии), но и по всей России. Эти самосуды уже проводятся (уничтожаются, поджигаются торговые точки, через которые идёт реализация «спайсов»). Чем чревата такая ситуация мне представляется очевидно. Известны и стихийно созданные структуры, которые этим занимаются – они достаточно широко известны и их деятельность освещалась СМИ, видеоотчёты выкладываются в сети Интернет. И когда полиция и прокуратура неактивны, эти структуры вызывают восхищение граждан своей решимостью. В тоже время стихийная инициатива граждан не сможет привести к решению проблемы, т.к. из сожженного киоска преступники переходят на торговлю из автомашин, после разбития автомашины рассылают наркозависимых раздавать листовки с телефоном торговца «спайсами». Так, к настоящему времени у торговцев зельем было разбито и сожжено несколько машин по указанному адресу, в том числе две бывшие инкассаторские машины. Какими силами это сделано не известно. В конце концов исковерканные машины были убраны управой района. Сейчас у меня нет сведений о торговле этим зельем из киосков или машин, но, как я выше писал, регулярно я лично отмечаю случаи попыток распространения через раздачу листовок с телефонами торговцев.
Что могут тут сделать ожесточившиеся граждане – дальше только убийства. Проблема может быть решена только привлечением торговцев и поставщиков к уголовной ответственности, мерами по предупреждению преступности.
5. В связи с изложенным, учитывая, что я уже практически исчерпал свои возможности привлечь внимание МВД и прокуратуры к проблеме незаконной торговли одурманивающими курительными смесями, прошу Вас, используя возможности газеты, содействовать борьбе с этими преступлениями, исходя из примера деятельности правоохранительных органов по проверке законности рассмотрения моего заявления в ОМВД Южное Бутово (КУСП 13244, материал № 2330/12431). Убежден, что именно сложившаяся правоприменительная практика в Москве отрицательно сказывается на обеспечении безопасности населения России, ведь деятельность УВД ЮЗАО и ГУ МВД по г.Москве, на мой взгляд, грубо противоречит УК РФ, УПК РФ, Закону РФ «О полиции», совместному Указанию Генпрокуратуры РФ № 14-7, МВД РФ № 1, ФСКН РФ № 415, ФТС РФ № ВИ-136/13 от 20.01.2010 «О мерах по пресечению оборота на территории Российской Федерации запрещенных курительных смесей и смесей, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья граждан» при рассмотрении заявлений и сообщений о торговле товарами, представляющими опасность для потребителя, в частности т.н. «спайсами, солями и миксами»; или иными способами, предусмотренным и законодательством исправить сложившуюся, я считаю неправильную и неэффективную, практику правоохранительных органов.
С уважением,
Депутат
Совета депутатов
муниципального образования
Южное Бутово Беляев С.Н.
1 Я позволю обратить внимание на выражение «в вашем районе» (экземпляр листовки мною сохранён), что значит существование целой сети сбытчиков по Москве, а значит существование преступной организации по сбыту «спайсов» (ст.210 УК РФ).
Источник информации: http://pda.novayagazeta.ru/letters/192.html
Поделиться в социальных сетях